Крестовоздвижение: традиции и шутки православного мира

Крестовоздвижение: традиции и шутки православного мира

27-е сентября для православных христиан совмещает сразу два события. По преданию в этот день в 326-м году в Иерусалиме император Константин вместе с матерью Еленой нашел Крест, на котором был распят Иисус Христос. И 27 сентября в 626-м году император Ираклий вернул Крест из Персии, где он оказался в плену. Праздничный день называет Крестовоздвижение, поскольку оба раза Крест предъявляли, ставя его перед людьми. Иначе говоря, воздвигали.

В селе Учма под Угличем праздник называют Взвизжение. Местные бабушки знают и этимологию слова: обычно в эти дни сильно холодает, и змеи, взвизгивая от холода, уползают греться в свои норы. Узнала я это в июле и ждала почти три месяца, чтобы рассказать вам заодно с другими околорелигиозными и совсем нерелигиозными историями.

В той же Учме Бога упоминают в женском роде, называя «Матушка, Боженька». И это не матриархат или неуважение. Напротив, дань почитания. Лесник, создатель Учемского музея истории Кассиановой Пустыни и судьбы русской деревни Василий Смирнов предполагает: это потому, что по домам «было много икон Божией Матери, а икон Христа или распятий не было». Из привычки обращаться к ней и появился обычай упоминать Бога в женском роде.

В прошлом журналист кондитер Светлана Печенкина рассказала, что недавно ей удалось поразить мужа-лингвиста: «Вчера спрашиваю:

— Ты знаешь слово „набгом“?
— Первый раз слышу.
— А как думаешь, что это такое?
Думал, думал, даже близко не придумал ничего.

А слово это означает „пить через край“. Бабушка говорила, когда я молоко пила прямо из кувшина:

— Ну что ты набгом пьешь, налей в кружку, так же удобнее!

Набгом означает „На Бога“. Берешь посуду с водой, например, ведро, поднимаешь и прямо через край пьешь, наклоняя ведро и поднимая голову „к Богу“.

И еще о питье. Когда бабушки замечали, что воды в ведре или чая в чашке налито „с горкой“, они говорили „Ты бы еще сверху села, чтобы притоптать“

В Тульской области (и не только там) бабушки пеняли в сердцах на непонятном языке: „БознаштО“. Тайна была раскрыта, только когда внуки выросли. Оказалось, что это сокращенное „Бог знает что“ (творится).

Еще совсем недавно в традиции было на литургию по воскресеньям и великим праздникам надевать самую нарядную одежду. Причем не только в России. Несколько лет назад мне подарили клипсы, которым лет сто, не меньше. Носила их бельгийская бабушка дарителя: надевала только к воскресной мессе.

В наших деревнях наряжались в кобЕднышное или великодённое платье — самое нарядное – к обедне, а значит в великий день, в частности, на Крестовоздвижение. И строго следили, чтобы выглядеть в нем прилично, иначе тебя могли строго сказать – „Ишь, рассупонилась“, а то и того хуже: „Что же ты такой расхристанный, приведи себя в божеский вид!“ – придай себе такой вид, чтобы не стыдно было в любой момент предстать перед Богом. При выходе без платка, с непокрытой головой можно было услышать строгое: „Ты куда это пошла развязкой?“ или „Куда пошла как понява?“.

А если ребенок проказничал, бабулечка могла крикнуть в сердцах: „Ах ты, Анчутка беспамятный!“ Бабушка Анчутку помнила, а почему он беспамятный объяснить не могла. Между тем Анчуткой в славянской мифологии звали зловредного духа. По дошедшему до наших дней описанию он был мелким — всего несколько сантиметров. Тело Анчутки покрывала черная шерсть, голова была абсолютно лысая.

Тут надо уточнить, что у детского писателя Юрия Коваля была своя версия, как выглядит дух: „Я уж стал засыпать, как вдруг услышал, будто козьи ножки стучат по полу. Загремел стул, послышалось бульканье. Тут я и включил фонарик.

Анчутки остолбенели.
Один бросился бежать, ударился лбом в гардероб и провалился в погреб. А другой, более нахальный, допил рябиновку, крякнул и неторопливо улез под печку.
Анчутки были серенькие, ростом с козленка. Один из них был в тельняшке“.

Но самое главное, и в чем сходятся все эксперты — у Анчутки нет пяток, вместо них у него копытца. Он не может твердо стоять на ногах и все время вертится. Поэтому он „Анчутка – черт вертячий“. Или Анчутка Беспятый, но никак не беспамятный.

Анчутка, кстати, немало путешествовал, пока не оказался в славянской мифологии. Этнолингвист Вадим Казначеев уверен, что славянский дух происходит от знаменитого беса: „Люцифер (белорусский Люцыпар) в народном сознании трансформировался в Анцифера (белорусский Анцыпар). А уменьшительно-ласкательное от него – Анчутка (на обоих языках). То есть чёртик, люциферёнок“.

Хотите еще трансформаций? Извольте. В бытность игуменом митрополита Саратовского и Вольского Лонгина деревенские бабушки из прихода в глубинке, где он служил, с умилением поминали его в записочках как „отца Лондона“

Истории известен и „обратный“ случай: в Англии небольшим академическим тиражом была напечатана монография „Половая жизнь приматов“. Тираж был раскуплен в первые же дни! на ура! Оказалось, что наборщик, собиравшийся увольняться, сделал маленькую „ошибку“, набрав на обложке: „Половая жизнь прелатов“. Злые языка поговаривали, что это все происки англикан, направленные против католиков.

Но если предыдущая история – шутка, нет ничего серьезнее „дубины стоеросовой“. Оказывается дореволюционные семинаристы дубиной „величали“ человека пустого и бестолкового. Что же до слова „стоеросовый“, оно произошло от греческого stauros, что переводится как та же самая дубина. В данном случае тавтология используется намеренно для усиления смысла: речь идет о человеке глупее глупого.

Истории множатся, толпятся в очереди: меня расскажи, меня! Совсем недавно ко мне подошла знакомая и стала спрашивать, как ей поступить. Умерла дальняя знакомая. Ее отпели и похоронили. Но по православной традиции на 9-ый день родственники позвали ее на панихиду, указав не только дату и адрес храма, но и место — трапезная. Вопрос, обращенный ко мне звучал так: „Если люди все равно будут сидеть за столом и есть целый день (трапезная была понята как трапеза), можно ли выспаться и прийти в удобное время?“

Раз уж я вспомнила о еде, невозможно не упомянуть и питье. С которым связаны десятки историй и сюжетов. На самом деле икона „Неупиваемая Чаша“, перед которой пролито немало слез об исцелении от пьянства, изначально к алкоголизму не имела отношения.

По одной из версий икона произошла от древнего образа „Знамение“, по другой от иконы „Бысть чрево Твое Святая Трапеза“. В четвертом веке полководец по имени Константин стал обвинять Бога в неудачной атаке. В гневе он бросил булыжник в эту икону, а затем стал топтать ее. И услышал голос, что он совершил огромное беззаконие и святотатство, за что понесет наказание. На следующий день все его воины были убиты, а сам он погиб от удара камнем по голове.

История же почитания иконы страдающими от пьянства была литературно описана в 20-м веке писателем Иваном Шмелеввы в книге „Неупиваемая Чаша“. С тех пор разным спискам иконы поклоняются по всей стране. Иногда, правда, забывая название образа. Так, однажды на православную программу на радио позвонила женщина: „Расскажите, пожалуйста, про икону Пресвятая Богородица Непьющая!“

Остается улыбнуться и припомнив несколько опечаток последнего времени, таких как Евангелие от Мрака (от Марка), мЕтрополит (митрополит), старопигиальный монастырь (ставропигиальный), где, судя по всему живут старые пигиалы или пигиалицы и икону утопи моя печали (»Утоли моя печали"), рассказать про «конец всем святым и православию»:

Во время литургии читаются отрывки из Апостола и Евангелия из особенных книг — богослужебных. Богослужебные издания отличаются от обычных не только окладом, но и оформлением текстов. Текст разбит на зачала, посвященные каждому дню года, и на зачала праздников. Выглядит это так: красным написано «чти Пасхе», далее текст и красным же «конец Пасхе». Написанное красным не читается, это «условные обозначение» для читающего. Но был случай на приходе в первое воскресенье поста – праздник Торжества Православия, когда читается много суровых анафем, то есть проклятий тем, кто к православию не имеет отношения. Юный алтарник вышел на чтение Апостола и, дойдя до красных букв, не остановился, а громко и торжественно с выражением прочел на весь храм: «Конец всем святым и православию!» Народ в храме и в алтаре замер, не зная, что делать. Спас ситуацию хохот настоятеля.

С праздником!

15:20
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...



Яндекс.Метрика